О нас
ЗАПОЛНЯЯ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВАКУУМ
Е.Шепелина, Директор НОУ «Школа Кенгуру»
Как мы оказались в образовательном бизнесе и с чего он начался?
В начале девяностых мы с мужем, молодые, влюблённые в жизнь, уверенные в своих силах, организовали деятельность частного образовательного центра — ООО «Методико-образовательный центр «ВИТС», попав в первую волну частного бизнеса.
Именно тогда мы открыли для себя кубики Зайцева, по которым учился чтению наш четырехлетний сын. Это эффективный метод развития и обучения чтению, который существует уже около 50 лет. Его знают в Европе, США, Гонконге. Везде, где встает вопрос о том, как успешно научить ребенка читать на русском языке, кубики Зайцева работают безотказно. Мы стали играть с кубиками ежедневно: потряхивать, вертеть, строить башни и гаражи, пропевая склады, и уже через два месяца получили результат. Стало обидно за остальных родителей, которые не знакомы с этой методикой. Мы пригласили в Казань автора метода Н.А. Зайцева и провели первый семинар, на который пришли 30 педагогов, ставших друзьями нашего центра на многие годы.
Начало перестройки, на которое пришлось начало нашей деятельности, было таким временем, когда, с одной стороны, учителю позволили выбирать обучающие программы на свое усмотрение, с другой стороны, он испытывал информационный вакуум в плане новых программ и методик.
Центр «ВИТС» стал местом встречи творческих педагогов, где они знакомились с новинками учебников и методик, с уникальными авторами, могли получить консультацию учителей-новаторов и методистов.
После семинара Николая Зайцева, были семинары Веры Илюхиной с ее методом постановки каллиграфического почерка; Людмилы Петерсон — разработчика методов деятельностного обучения, автора учебников математики; Рустэма и Екатерины Бунеевых – идеологов и авторов образовательной системы Школа 2100, многих других.
Таким образом, мы уловили тенденцию времени, существующий социальный запрос. Сегодня мы можем сказать, что это было самым началом частно-государственного партнерства.
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ
С момента начала образовательной деятельности в 1994 году учреждением организовано более 500 семинаров для воспитателей, учителей, психологов и представителей органов управления образования г. Казани и Республики Татарстан по эффективным программам дошкольного и начального школьного образования.
С 1996 г. учреждение является экспериментальной базой по программам В.Н.Мещеряковой обучения английскому и татарскому языкам детей от3-х до 9-ти лет. С 1999 года на базе центра развития «Школа Кенгуру» проходят стажировку студенты Казанского Государственного Педуниверситета.
С 1998 года учреждение является центром апробирования и распространения авторских методик Н. А. Зайцева. Организованы и проведены работы по переводу методики обучения чтению «Кубики Зайцева» на татарский язык
В 1999г. на базе учреждения открыта экспериментальная площадка Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России по внедрению деятельностного метода в практику работы образовательных учреждений
С 1999 года центр является региональным представителем социального проекта «Между Волгой и Уралом» по проблеме взаимодействия с детьми с СНВГ. Заявленный проект в 2000 г. получил благодарность от лица Кириенко С. В. на окружной ярмарке социально-культурных проектов «Пермь 2000». Совместно с факультетом психологии КГУ в 1999-2001 гг нами проведены исследования в области нарушения внимания у детей школ г.Казани с охватом 680 детей
В 2006 г 31 мая по инициативе и с участием организации проведена Городская Научно-практическая конференция «Системно-деятельностная педагогика в образовательном пространстве г.Казани: итоги и перспективы» с участием представителей Центра системно-деятельностной педагогики АПКиПРО (Москва)
Организаторы: Управление образования г.Казани, Методико-образовательный центр «ВИТС» Татарский Государственный гуманитарно-педагогический университет.
В 2006-2008 году учреждение участвовало в научно-исследовательской работе под руководством кафедры дошкольного образования ИРО РТ по созданию образовательной программы «Я другой» для детей 5-7 лет, имеющих особенности психосоциального развития. В 2009 году программа выпущена издательством Магариф.
В 2009-2010 году учреждение по Приказу МОиН РТ организовало апробацию программы в дошкольных учреждениях республики. Программа «Я другой» допущена МОиН РТ к внедрению в образовательных учреждениях республики.
В 2008 году, 17-18 марта Учреждение участвовало в организации и проведении Региональной научно-практической конференции «Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения развития детей с особенностями психики: традиции и инновации»
Организаторы — Министерство образования и науки Республики Татарстан, Управление образования г.Казани, Казанский филиал Московского социально-гуманитарного института, Негосударственное образовательное учреждение «Школа Кенгуру»
2008 г — победитель конкурса «Семейный бизнес¬2008», организованного Банком Казани при поддержке мэрии Казани
20 мая 2010 года по инициативе и с организационным участием НОУ «Школа Кенгуру» проведен республиканский семинар в рамках 3-й специализированной выставки «Мир детства» для специалистов органов управления образованием и методистов ИМЦ, курирующих дошкольное образование, руководителей и педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов по теме: «Предшкольное образование в Республике Татарстан: опыт, проблемы, перспективы»
В 2011 году Учреждение участвовало в конкурсе частно-государственных проектов по вариативным формам дошкольного образования и выиграло Грант МОиН РТ на реализацию проекта частно-государственного партнерства в виде оборудования на сумму 1490413 рублей
В 2011 год НОУ «Школа Кенгуру» утверждено базовой площадкой, участвующей в реализации направления «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» в рамках реализации ФЦПРО на 2011-2015 годы. (Приказ МОиН РТ №6438/11 от 13.12.11г.) За период 2011-2013 годы учреждение организовало практические модули в рамках 3-х стажировок для воспитателей, специалистов, руководителей дошкольных организаций с охватом 75 человек
В 2009 г. выходит программа предшкольного образования «Я другой!» ( Л.Ф.Блинова, Н.М. Пентрова,г.Казань, из-во Магариф) , допущенная МОиН РТ к внедрению в образовательных организациях Республики
В 2010 г – Победитель конкурса проектов создания вариативных дошкольных учреждений МОиН РТ, грантополучатель мебели для ДОУ на сумму 1300тысяч руб.
В 2011 году «Школа Кенгуру» приказом МОиН РТ определена стажировочной площадкой Федеральной программы развития образования на период 2011-2015 гг (ФЦПРО)
Специалисты НОУ «Школа Кенгуру» в составе рабочей группы МОиН РТ приглашены для участия в создании Программы развития образования РТ до 2015 года.
С 2012 года становится экспериментальной площадкой Института системно-деятельностной педагогики на базе АПКиПРО «Школы 2000»
В 2014 – победитель конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан на право получения субсидий из бюджета Республики Татарстан на реализацию проекта «Создание социальной системы помощи «особенным» детям и их семьям.
Говоря другими словами, НОУ «Школа Кенгуру» за долгие годы существования подтвердила свою способность вести социально-ответственный бизнес в сфере дополнительного образования детей и педагогов. Специалисты НОУ работают на высоком методическом уровне, ежегодно стажируются у авторов программ, транслируют опыт педагогам города и Республики.
Наши выпускники успешно обучаются и заканчивают престижные школы, проявляют себя как уверенные, творческие личности. По отзывам педагогов школ, их отличает самостоятельность мышления, готовность к обучению, открытость в общении.
В НОУ «Школа кенгуру» есть опыт подготовки к школе детей-инвалидов с сохранным интеллектом — дети успешно обучаются в обычных, а не в специализированных школах.
Каждый родитель имеет возможность посетить тренинги, консультации и праздники, взаимодействие с родителями мы рассматриваем как необходимое условие раскрытия талантов детей.
НОУ «Школа Кенгуру» организовало более 300 семинаров, мастер-классов и практикумов, 4 Республиканских научно-практических конференций для воспитателей, учителей, психологов и представителей органов управления образования по актуальным вопросам дошкольного образования.
Специалисты НОУ «Школа Кенгуру» в составе рабочей группы МОиН РТ приглашены для участия в создании Программы развития образования РТ до 2015 года.
Специалисты НОУ «Школа Кенгуру» изучают и интегрируют в образовательный процесс опыт зарубежного дошкольного образования, контактируя с коллегами из Финляндии, Германии, Швейцарии, Греции.
Уровень образования, который предоставляет НОУ «Школа Кенгуру» дошкольникам, можно определить как «элитный», то есть лучший в данном регионе. За годы работы более 8000 родителей доверили нам дополнительное образование своих малышей.
ГРУППЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
НАЧАЛО ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА
Следующий наш шаг – создание групп дополнительного образования, был продиктован искренним желанием создать некий «технологический образец» внедрения эффективной образовательной технологии, доказать, что возможно реализовать идею автора максимально приближенно к его видению. Это позволило нам укрепить свой статус консультационного центра для творческих педагогов. Не секрет, что самые блестящие идеи могут потеряться в образовательном конвейере муниципального образования, с его переполненными группами, обилием отчетности.
В 1995 году при поддержке Управления образования мы открыли в детских садах Казани группы по обучению английскому языку под названием «Кенгуру». За основу взяли неизвестную тогда и широко распространенную сегодня методику Валерии Мещеряковой «ILoveEnglish». Валерия была принята методистом центра «ВИТС»
Когда группы запускались по детским садам, уже тогда было понятно — состоимся мы или нет. Если родители приводят детей, значит, есть реальный результат, значит, дети идут с удовольствием. Ведь маленького ребенка невозможно «затянуть» на занятия, если они ему не нравятся.
В 1999 году мы арендовали помещение в ДК «Химиков», где открыли «Школу Кенгуру», а в 2000 году переехали в помещение в детском саду на улице Тверской (тогда много групп в детских садах пустовали, детей было мало). Сейчас мы понимаем, что уже в далеком 1996 году реализовывали идеи частно-государственного партнерства.
ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –
«ОСОБЕННЫЕ» ДЕТИ
В 2006 НОУ «Школа Кенгуру» юридически оформилась в самостоятельную организацию и определило методическую тему, над которой мы работаем и по сей день.
Мы одни из немногих в России, кто занимается проблемой развития и обучения гиперактивных детей. Мы учитываем эту проблему при выборе программ для детей, проводим тренинги, семинары, конференции по этой теме, разрабатываем программу предшкольной подготовки для «особенных» детей под руководством ИРО РТ. Это очень острая проблема. С одной стороны эти дети считаются необучаемыми, поскольку постоянно отвлекаются, а с другой усваивают материал очень быстро.
Гиперактивных детей и детей с другими особенностями психосоциального развития очень много, цифры говорят сами за себя: По представленной в итоговой резолюции результатам Межрегиональной научно-практической конференции «Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения развития детей с особенностями психики: традиции и инновации» (Казань, март 2008), отмечается категория детей, развитие которых не соответствует нормативным критериям. Среди них были выделены:
- дети с отставанием в интеллектуальном развитии (дети с ЗПР составляют от 2 до 7% от общей популяции детей);
- дети с нарушениями речевого развития (дети-логопаты), с дисграфией и дислексией (по данным Хватцева М.Е.) составляют 34% от общего количества детей;
- дети с нарушениями поведения и психоневрологическими расстройствами (по данным Международной конференции РАГС (14 апреля 2006г.) дети с СДВГ и проявлениями агрессии составляют 19%);
- дети с нарушениями эмоционально-волевой регуляции (по данным А. С. Захарова дети с фобиями, с проявлениями тревожности и со слабыми волевыми процессами составляют 18–26%);
- дети с опережением интеллектуального развития (3–7% по исследованиям проф. Савенкова А.И.);
- дети одаренные (от 1–3 % от общего числа по исследованиям проф. Савенкова А.И).
В процессе работы конференции было установлено, что дети с выделенными особенностями развития составляют «группу риска» процесса школьной дезадаптации.
Мало того, сейчас считается нормой ребенок — амбидекстр (одинаково хорошо владеющий обеими руками) и левша. Это говорит о том, что все у большего числа детей работают оба полушария, а еще совсем недавно такие дети были исключениями.
Прежде всего, это связано с тем, что изменилась сама жизнь, наступил техногенный период. Человеку поступает огромное количество информации и ее нужно не только усвоить, но и ориентироваться в ней. Наша задача — научить детей пользоваться информацией выборочно. Сегодняшний ребенок живет в другом мире, а значит и его обучение должно быть другим. Однако официальная педагогика не всегда успевает за изменяющимся ребенком.
Кто-то называет современных детей «дети нового поколения», кто-то «дети с нарушением внимания». Они могут достичь гораздо большего, чем прилежный и внимательный отличник, если их вовремя поддержать и правильно направить. Мы хотим, чтобы каждый наш «кенгуренок» понимал, что он единственный и любимый. В «Школу Кенгуру» порой направляют так называемых «необучаемых» детей из детских садов города, поскольку у нас есть программы, которые позволяют воспитывать успешных людей.
Наша школа не только для детей, но и для родителей. С годами мы пришли к выводу, что тандем «ребенок-родитель-педагог» наиболее оптимальный для развития ребенка. Родители на занятиях получают навыки взаимодействия со своим малышом, система тренингов с ними, участие во встречах с авторами методик так же включена в стоимость обучения.
Мы очень рады, что настал момент, когда родители начали понимать, что от их эффективного выбора зависит будущее ребенка. Если 10-15 лет назад родители безоговорочно доверяли государству и отдавали ребенка в школу, не задумываясь, чему и кто будет его учить, то сегодня мотивация стать осознанным родителем высока, как никогда.
В Казани из аналогичных учреждений мы появились одними из первых. Сегодня конкурентов достаточно много. И мы рады, что многие учреждения отвечают потребностям родителей в качественных услугах. С другой стороны, у нас есть опасения, что для кого-то — это просто коммерческий проект.
КТО ПРЕПОДАЕТ В «ШКОЛЕ КЕНГУРУ»
Все педагоги пришли в «Школу Кенгуру» через авторские семинары. Это надежный способ найти мотивированных на преподавании по новым методикам людей. Все имеют хорошее базовое образование, обучаются под руководством авторов методик, с которыми мы поддерживаем отношения. Авторский контроль и ответственное отношение к подбору программ — отличительные черты «Школы Кенгуру». Естественно, что и уровень зарплат наших педагогов выше, чем в целом по городу. Средняя зарплата 12-18 тысяч, при том, что заняты они не целый день. У нас другая оценка их времени — у них другая отдача. За годы работы нам удалось создать организацию, которая позиционирует себя как ответственный корпоративный гражданин своей страны и это сочетается с теплой семейной атмосферой. Все это чувствуют дети и родители.
ПОЧЕМУ МЫ УСПЕШНЫ?
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
1.Осознание своей деятельности, как социально значимой каждым сотрудником организации.
2. Создание условий для самореализации и совершенствования каждого члена нашей большой семьи – нас 50 человек. Каждый член команды свободен в выборе своих стратегий развития и определения собственного вклада в общее дело. Каждый уверен в понимании и поддержке. Каждый в итоге – высокопрофессиональный специалист в своей области, сознающий всю меру ответственности той миссии, которая является целью деятельности фирмы.
2. Образование на основе лучших российских методик. Обязательный авторский контроль. Авторское руководство Н.А.Зайцева (Методики Зайцева, г. С-Петербург), Е.Е..Кочемасовой (Практический курс математики для дошкольников Школа 2000…», г.Москва), В.Н.Мещеряковой (программы устного вводного курса английского и татарского языков для детей от 3 до 9 лет, г.Казань), М.Л.Лазарева (Сонатал-Педагогика, г.Москва), В.Н.Пугача (психология индивидуальной работы в группе, г.Москва-Ижевск-С-Франциско), Л.Ф.Блиновой (Работа с детьми с особенностями в развитии, г.Казань) включают:
- очные и заочные консультации педагогов
- очный и заочный анализ видеоуроков
- авторские мастер-классы на базе «Школы Кенгуру»
- обучающие ознакомительные и углубленные семинары
- разработку и апробирование диагностических материалов
НАШИ ПЛАНЫ –
РАСШИРЕНИЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА
Образование – хлеб несладкий. К тому же это творческий процесс, который требует работы без отдыха.
Во всем мире такой бизнес осуществляется с участием инвесторов, мы же развивались благодаря не финансовому финансированию, а социальному партнерству и сетевому взаимодействию с организациями, так или иначе связанными с образованием. Модель социального партнерства и ее описание мы представляем ниже.
Помощь государства позволила нам в сентябре 2013 года открыть детский сад — центр развития детей в рамках частно-государственного партнерства в Адмиралтейской слободе. Инициатива создать уникальный центр развития ребенка в Кировском районе совместно со «Школой Кенгуру» исходит от руководства района. Партнерская позиция государства — предоставление помещения, подготовленного к размещению детсада по всем строительным нормам, на правах льготной аренды. Но, заметьте,
аренды. НОУ «Школа Кенгуру» за свой счет оснастило его всем необходимым и организует воспитательно-образовательный процесс.
Мы планируем продолжать деятельность исследовательского центра и центра передачи опыта другим педагогам. Это возможно благодаря традициям социального партнерства и сетевого взаимодействия, которые лежат в основе деятельности нашей организации, а также частно-государственному партнерству – благодаря тому, что «Школа Кенгуру» определена базовой площадкой Федеральной целевой программы развития образования до 2015 года, мы можем передать опыт, который будет полезен педагогам, родителям, детям.
Мы рассчитываем создать уникальные центры образования для успешного развития дошкольников и младших школьников с учетом индивидуальных особенностей и раскрытия талантов каждого ребенка. Они сочетают в себе цели формирования альтернативных подходов к взаимодействию с детьми нового поколения, определения и раскрытия таланта каждого ребенка с целями создания привлекательной инфраструктуры для развивающихся микрорайонов.